Истории

Надо вводить плату за парковку и поднимать тарифы на бензин — тогда Петербург будет спасен

Петербург близится к транспортной катастрофе: плотность дорожного движения у нас больше, чем в Токио, который славится своими пробками. Это при том, что власти и девелоперы только-только начинают перестраивать промышленный пояс, доставшийся городу с советских времен. И допускают две главные ошибки: не «прорезают» новые улицы и делают автомобиль слишком доступным видом транспорта.


Комитет по градостроительству и архитектуре предлагает внести поправки в Генеральный план Петербурга, по которым бывшие промышленные территории вдоль Обводного канала (юг Адмиралтейского района) перейдут в зону жилой и деловой застройки. Если поправки пройдут согласование специальной комиссии, на этой территории можно будет строить жилые дома и бизнес-центры.

Руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов считает, что такие изменения нельзя приводить в жизнь, сохраняя улично-дорожную сеть, доставшуюся с тех пор, когда на Обводном вовсю кипело производство. Иначе случится транспортный коллапс.

«Транспортное снабжение жилых и деловых кварталов осуществляется иначе, чем промышленных, — говорит Александр Карпов. — В районе тут же в большом количестве появятся автомобили. Когда поток этих автомобилей выплескивается на улично-дорожную сеть, возникает пробка. Кроме того, к таким домам невозможно будет подвести общественный транспорт — просто потому, что не будет улицы, по которой он сможет проехать. При конвертации промышленной застройки в жилую или деловую нужно резко повышать плотность улично-дорожной сети.

По большей части такие предложения — разрешить жилую и деловую застройку без создания сопутствующей улично-дорожной сети — исходят от собственников территории. В случае с Обводным каналом инициатором выступает Управление застройки города КГА, которое, по идее, должно стоять на страже общественных интересов жителей Петербурга и не пропускать такие поправки в Генплан, пока не будет повышена плотность улично-дорожной сети».

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, говорит, что «серый пояс» — проблема не только Петербурга, а всех крупных постсоветских городов.

«В Москве этот пояс даже пропорционально не отличается от того, что сложился в вашем городе. Вопрос в том, какой редевелопмент предпримут городские власти. Если это будет автоматический редевелопмент — нерегулируемая застройка бывших заводских кварталов жильем — город ждет транспортная катастрофа. Насколько я знаю, в Петербурге достаточно специалистов, чтобы не допустить такой сценарий. Если власти подойдут к вопросу системно, насытят «серую зону» разными функциями, введут плату за парковку и поднимут тарифы на бензин, редевелопмент пройдет относительно безболезненно.

Автомобилисты называют такие меры антинародными. Но город переживает трудности из-за того, что поездка на автомобиле — самый дешевый способ перемещения в рамках агломерации. Чтобы добраться из спального района в центр на машине, вы потратите 40 рублей на бензин. Чтобы проехать на трамвае до метро, а затем на метро до места назначения — больше 50 рублей. Спрос на ежедневные автомобильные поездки диктуется их дешевизной, он подобен спросу на бесплатное пиво. Если в стоимость поездки на автомобиле будет входить стоимость парковки, вы несколько раз подумаете, стоит ли выкладывать лишние 50 рублей.

Петербургу нужно развивать транспортную структуру по пути Мюнхена. В 1960-е годы там была разработана система скоростного рельсового транспорта, состоящая из трех пересекающихся в центре и разветвляющихся на периферии диаметров. Очевидно, это лучше, чем строить эстакады или вообще ничего не строить, отдавая «серую зону» на автоматический откуп девелоперам».

По данным Института экономики транспорта ВШЭ, на один автомобиль в Петербурге приходится 30 кв. метров дорог и улиц. Для сравнения: в Москве — всего 23 кв. метра, в Токио — 32, в Париже — 118, в Нью-Йорке — 203.

share
print