Истории

В костюмах пацаны как дураки: дети не любят носить школьную форму

Я – мама трех мальчиков – всегда посмеивалась над родительницами, занятыми изматывающим подбором гардероба для дочек. Мальчики экономили мне время и деньги, обходясь в детсаду одним костюмом в год, в то время как прекрасный пол менял шикарные платья каждый утренник. Но в этом году последняя неделя августа прошла в бесконечных примерках: в школах ввели обязательную школьную форму.

Старший отвергал один пиджак за другим — у них, видите ли, плечи! Почему у одежды должны быть человеческие части тела, школьник не понимал. Ему казалось: все подумают, что он специально подложил ваты, чтобы казаться мощнее. В то, что классические костюмы не бывают без подплечников, верить отказывался.

Средний сын уперся: костюм должен быть черным. А попадались, как назло, то в полосочку, то в малозаметную клеточку, то со светлой строчкой. Кроме костюма сын настаивал на черной рубашке, черном галстуке и черном рюкзаке.

Переодеваться при мне они отказывались и плотно задергивали шторы раздевалок, как будто опасаясь папарацци. Это ничего, что дома ходят в трусах — в общественных местах на них находит необъяснимое целомудрие. Мама носится по магазину, приносит и уносит вещи, а они только командуют: «Выйди! Это мало! Выйди! Это велико!» Сын отказался от красивого серого свитера, когда я не смогла ответить — кардиган это или джемпер. Откуда он вообще узнал такие слова? Как тут не вспомнить с благодарностью младшего, который пока не ропщет, даже когда надеваешь на него розовые кружевные штанишки — что поделать, если знакомые отдали для младенца целый пакет девчачьих вещичек, оставшихся после выросшей дочки.

«Школьная форма — это очень, очень неудобно! Пока есть возможность, хорошо бы ходить так, как хочешь: в спортивном костюме, например». «Что значит — пока есть возможность?» «Ну, пока у нас в государстве не настал снова Советский Союз».

Дома мальчики долго развешивали костюмы по вешалкам. Средний сын философствовал, неумело складывая брюки по стрелкам: «Школьная форма — это очень, очень неудобно! Пока есть возможность, хорошо бы ходить так, как хочешь: в спортивном костюме, например» (он очень гордится своей формой с логотипом «Зенита»). Я насторожилась: «Что значит — пока есть возможность?» Сын пояснил: «Ну, пока у нас в государстве не настал снова Советский Союз».

После праздничной линейки сыновья пришли домой разочарованные. Половина класса явилась, как обычно — в джинсах. «В костюмах пацаны как дураки», — лаконично резюмировал старший. «А девочки?», — спросила я. «Девочки — красивые», — подумав, смягчился сын.

Мнение родителей

Елизавета Медведева:

— Как ребенку совка и молодежи 1990-х, форму мне пришлось поносить. Отношусь я к ней по-прежнему плохо. Сейчас формы только что получше совковых, а так — впечатление все равно сиротское. Я понимаю, если это великие учебные заведения, и форма — как принадлежность элитного заведения. У нас же все по тендеру и выглядит убого. Одежда все равно нормальная нужна и ребенку, и подростку, а значит, форму покупать — дополнительные расходы. Делают ее из таких материалов, что просто как футболку не натянешь, надо выглаживать, а иногда и стирать вручную. Делать эту лишнюю домашнюю работу мы уже отвыкли за ненадобностью, а главное — ради чего? И, кстати, почему нет формы для учителей?

Ирина Родина:

— Конечно, я за. В первом классе еще ничего, родители следят, чтобы ребенок ходил аккуратным и в деловом стиле одетый. А чуть старше — такое впечатление, что не в школе, а на базаре, одеты иногда очень вульгарно и неуместно. Школьная форма организовывает и дает какое-то ощущение собранности.

Иван Костюк:

— Школьная форма — это очередные рамки для детей, отсутствие индивидуальности и вкуса. Согласен на деловой дресс-код, тем более, такая одежда все равно должна быть у каждого ребенка: костюм для мальчика и строгое платье для девочки. И вообще, вы задумывались, почему учителя всегда «за» дресс-код, а дети — всегда «против»?

Анна Тупицына:

— В детстве носить школьную форму мне не очень нравилось. Свободолюбивый характер требовал выражения индивидуальности, а иногда и просто удобства. Сейчас отношусь спокойно, думаю, что это дисциплинирует. Но можно было бы добавить вариации, чтобы не в одном-единственном наряде ходить.

Руслан Брель:

— Мне форма нравилась только тем, что в ней ходила Алиса Селезнева в известном фильме. И поначалу всякие значки нравились, галстук. Но в последних классах школы, а затем и студентом я резко отпустил волосы, проколол ухо, увешался различными нашивками, булавками, надел рваные джинсы и вызывающе вел себя в обществе. Я за свободу выбора. Даже если форма красивая и яркая, то выбрать альтернативу для себя ты все равно не можешь. А это плохо.

Михаил Романенко:

— Для нас, родителей, форма — это внушительные затраты. Причем эти школьные костюмы очень недолговечны: хлипкие брюки, недорогие пиджаки, скатывающиеся на локтях. В общем, если чиновники хотят форму, пусть бесплатно выдают каждому школьнику.

Павел Семенов:

— В целом, введение школьной формы — это хорошо, так как устраняет социальное расслоение в коллективе, из-за того, что у одного ребёнка родители работают в «Газпроме», и он весь в  «фирме», а у второго — гастарбайтеры, и он одевается в секонд-хэнде. Но, к сожалению, у нас же вся реализация благих начинаний идёт неестественным путём, и из-за откатов\наценок\коррупции цена на школьную форму рекомендованного образца всё равно доступна только верхушке «среднего класса», и в итоге в нашем классе сын гастарбайтера так и ходит в драных обмотках на уроки.

Государство раньше компенсировало деньги на школьную форму многодетным семьям и малоимущим, но с введением новых правил в прошлом году это прекратилось, и в результате мы как многодетная семья граждан РФ не смогли получить компенсацию, ввиду того, что дети и мама прописаны в городе, а папа — в области. Казалось бы, при чём тут папа? Не ему же школьную форму покупали.

Эксперт

Елизавета Смирнова, детский психолог:

— Я помню то время, когда в стране отменили школьную форму, которая была обязательной много десятилетий. Мы, школьники, тогда просто ликовали: казалось, это начало какой-то новой жизни. Действительно, отмена школьной формы означала для нас — закрытых и закомплексованных советских детей — начало открытого диалога с миром, какие-то зачатки индивидуализма, проявления уважения к личности.

Сейчас мы столкнулись с обратным явлением. У детей и подростков часто настолько эгоистическое мышление, что они не признают ценностей коллектива, не хотят работать в группе, не уважают школьные правила. Для таких детей форма — некий усмиряющий фактор, показывающий, что дети находятся в коллективе, настраивает на командную работу. Если школьник носит форму с первого класса, то у него не возникнет негативного отношения к ней и в старшей школе. Конечно, своего «я» с помощью школьной формы особо не подчеркнешь. Но если ученик слишком рьяно что-то доказывает с помощью одежды, будь то вызывающий макияж или «неформальный» стиль, это свидетельствует о психологических проблемах, неуверенности, комплексах.

Я часто работаю с детьми, которых в школе дразнят за внешний вид, — может быть, из-за финансового состояния семьи или, например, ее религиозности ребенок одевается иначе, чем остальной коллектив. Эти дразнилки, переходящие порой в настоящую травлю, наносят большую травму детям, и введение общей школьной формы — решение таких проблем.

share
print