Истории

Дизайн-код для Петербурга: вертикальные окна, брандмауэры и никаких светильников

Петербургские архитекторы задумались над созданием дизайн-кода для нашего города. Почему бы не прописать, какого цвета должны быть фасады в городе, насколько пологими крыши и в каких районах какие здания допустимо строить? В европейских городах такие регламенты уже действуют, правда, не везде строгие правила приводят к появлению прекрасных зданий.

«Дизайн-код» — это регламент застройки, который позволяет сохранить историческую идентичность города в эпоху интенсивной урбанизации. Это то, что отличает Петербург от других городов. Правила, которые сложились исторически, но в последние годы все чаще нарушаются: из-за уплотнительной застройки и «архитектурного диктата» заказчиков появляются здания и целые районы, которые не выглядят по-петербургски.

В Европе
 
Самый либеральный дизайн-код в Европе сформирован в Амстердаме. Единственное ограничение, которое предусмотрено для центра города — это высота. Владельцы здания (в основном, это одна-две семьи) могут выбрать любой цвет, форму, материал, из которого оно будет сделано. Могут использовать амстердамские каналы, как им заблагорассудится: например, держать лодку под окном. Правда, есть одно но: работать в городе может только архитектор из списка, который формируется местным градсоветом. Так архитектурное сообщество регулирует само себя: если зодчий построит нечто совсем неуместное, его лишат возможности работать в городе. Как говорит Тон Схапп, старший урбанист департамента городского планирования Амстердама, в его городе очень любят велосипеды и пешие прогулки и не любят автомобили, поэтому архитекторы стараются отводить первые этажи зданий под гаражи, чтобы на улицах было как можно меньше припаркованных машин.
 
Неудачным примером дизайн-кода обычно считается «прусская решетка» в Берлине. В конце XX века местные градозащитники настояли, что на всех новых зданиях должны быть зарешеченные окна из прямоугольных витражей, как в средневековых немецких городах. С тех пор каждое новое здание в Берлине — даже самое новаторское — имеет такие окна. В результате здания все равно идут в диссонанс с исторической застройкой, но создается ощущение, что их спроектировал единственный скудоумный архитектор. Хуже, когда этот «дизайн-код» пытаются воспроизвести в Петербурге. «На защите дипломов архитекторов члены комиссии спрашивают, почему выпускники делают решетки на окнах, —
рассказывает доцент СПбГАСУ, главный архитектор «Студии-17» Владимир Линов. — Потому что они часто в Берлине бывают! Такая мутненькая современная архитектура».

В Петербурге
 
Петербургский архитектор Михаил Мамошин считает, что петербургский «проектный код» должен быть приложением к Правилам землепользования и застройки: «Петербург — один из немногих городов, которые являются тотально горизонтальными, и где включена ось C (высота) — всплески культовых зданий, которые на 1/3 или на 2/3 выше остальной застройки. Отсюда наш высотный регламент: 42 метра для всех зданий в центре города от Зимнего дворца до здания ФСБ. Кроме того, Петербург — редкий город, который находится в дельте реки. Поэтому застройка набережных особенно живая».
 
Мамошин выделяет следующие элементы этого кода: поквартальная застройка, все лестницы выходят во двор (этим Петербург отличается от Москвы), ширина улиц не превышает высоту зданий, геометрия зданий уменьшается кверху, окна либо вертикальные, либо квадратные, здания штукатурные, либо кирпичные, угол кровель от 5 до 15 градусов. Наконец, для сплошной застройки должно соблюдаться «священное правило брандмауэра». Здания, которые отходят от этих правил, не являются петербургскими по стилю и в народе получают пренебрежительные клички.
 
По словам гендиректора ООО «Сарос» Юрия Карпенко, главный бич нашего города — это консольные светильники, которые крепятся на зданиях. Они светят в окна жильцам первых этажей и при этом совершенно не освещают улицу. Многим консольным светильникам больше 50 лет. «Когда подсвечивается Исаакий, двухкиловаттные светильники бьют вверх. Вантовый мост: каждая ванта — это 400 Вт света, которые также направлены вверх. Бедные птицы, которые там летают и теряют ориентацию в таком свете. Все это световое загрязнение, которое должен устранить дизайн-код», — говорит специалист.

Конференция «Городской дизайн-код» была организована архитектурным журналом «Проект Балтия».
 
share
print