Истории

Восемь способов цивилизованно расстаться с ненужными книгами

«Коммунистические» книги выбросили еще 10 лет назад, сейчас настал черед Пушкина и Лермонтова. Мы уже легко выбрасываем ненужную мебель или одежду. Но как расстаться с книгами, оставшимися в наследство, или с просто теми, с которыми «уже не по пути»?

Разобрать старый книжный шкаф Татьяна Белова решается раз в полгода. Берет в руки фолиант, скажем, Павел Далецкий «На сопках Маньчжурии», 1955-й год. Вздыхает, пролистывает и ставит обратно. Затем Голсуорси «Конец главы», военные мемуары, сборники «Зарубежная фантастика», Генрих Манн… «А вдруг сын подрастет и почитает? Или вот «Малый атлас СССР», немецко-русский словарь. А если понадобятся…» Татьяна снова тяжело вздыхает и плотнее закрывает шкаф. Так спокойнее.

Что с ними делать?

«Книги копила еще моя бабушка. Ездили с нами по всему СНГ, жили на коробках годами, пока родители не получили квартиру. Их мама выменивала на мебель. Муж уговаривает сдать, я не могу решиться», — переживает Ирина Иванова.

«Вот и у меня проблема, — говорит Виктория Сандомирская, — вся квартира забита книгами. На антресолях «живут» 52 тома БСЭ, которые родители получили по подписке. Первые тома энциклопедии вышли при Сталине, а дальнейшие — уже после «разоблачения культа личности». Листы с «уточненными версиями» были высланы отдельно, предлагалось вырезать бритвой старые листы и вклеить новые. Это же живая история! Еще лежат 13 томов «Всемирной истории». Что с ними делать?»

Нередко находится «компромисс»: устаревшие книги складывают на антресолях. Потом они переезжают в гараж. Затем на дачу. Кто-то относит стопки в библиотеки, в больницы, в скупки. А кто-то и просто выбрасывает.

«Я смогла выкинуть. Чтобы сердце не разрывалось, попросила работника, который ремонт делает, выбросить, а сама ушла, чтобы на это не смотреть», — терзается Марина Лыткина.

Пушкин на очереди

По словам букиниста Владимира Голубятникова, с книгами идеологического толка активно расставались еще 10-15 лет назад. Сейчас настала пора классики XVIII-XIX веков. «Кто-то переезжает, кому-то достается жилье родственников… Избавляются от сотен, тысяч книг разом. Сейчас в списке первых — Пушкин и Лермонтов. Сегодня их и продать сложнее всего — ни один магазин не берет», — сетует Владимир.

По профессии он переплетчик. Семь лет назад  пытался создать свой букинистический магазинчик в Пушкине, но не выдержал платы за аренду. Тогда Владимир стал покупать книги и продавать через интернет. Много интересного находится рядом с помойками: стопками лежат собрания сочинений Бальзака, Гюго, Скотта, Пушкина, Гоголя… Все тащил домой. Вешал рекламу на досках объявлений о приеме книг в дар и выборочной покупке. Заглядывал в макулатурные пункты. «Так я обнаружил миниатюрный сборник стихов Вадима Шефнера, с его автографом и подписью «Мой экземпляр». Тогда мне по-настоящему стало страшно за нашу страну», — вспоминает он.

Однажды, приехав по звонку, Владимир увидел четырехкомнатную квартиру — две с половиной комнаты были полностью заняты книгами от пола до потолка. Хозяйка чуть не плакала. Интеллигентная семья, и более 100 тысяч рублей долга по квартире. Выход был один — продать книги, иначе грозило выселение. Продали все.

Владимир советует: ненужные книги можно продать скупщикам или выставить на продажу на электронном букинистическом сайте. Возможно, кому-то они еще послужат.

Ширпотреб — в макулатуру!

Но порой даже трудно понять, нужна книга в доме или нет. Нужен ли мне «Терапевтический справочник» 1980-х годов, потрепанный томик Некрасова или «Атеистический словарь» 60-х? «Можно хранить книгу как библиографическую редкость, в надежде потом продать коллекционеру, — размышляет Сергей Серейчик, директор библиотечной системы имени Лермонтова. — Можно — как документ эпохи с характерным идейным посылом. Или как семейную реликвию: разве вам не интересно, какие пометки на полях делала ваша бабушка? Есть сотни причин оставить в доме то или иное издание. Беречь нужно то, к чему хочется возвращаться».

Сколько осталось жить бумажной книге?

Максим Мошков, создатель электронной «Библиотеки Максима Мошкова»:

— Если не случится переезда, то все бумажные книги, какие есть, все и оставлю, выкидывать — душа не лежит. У меня в доме их тысяча-другая наберется. Пока бумажные книги издаются, место у них будет, но оно потихоньку будет уменьшаться, уступая электронной версии. 15 лет — и все. Лет через 30-50 книги будут храниться так же, как сейчас хранятся папирусные свитки, тексты на бересте, глиняных табличках и выделанных кожах. Уже сейчас заметная часть населения никакого места бумажным книгам не оставляет. Читает в цифре, в интернете, с планшетов, коммуникаторов и ридеров. Внукам бумажных книг не достанется. Иногда они будут видеть их в рекламных акциях, на полках у коллекционеров, в музеях, у старьевщиков, в старых квартирах у бабушек.

Мария Панкевич, PR-менеджер  издательства «Амфора»:

- На «Новочеркасской», на Васильевском острове жильцы выносят надоевшие или ненужные книги на лестницу, аккуратно складывают на подоконники и желающие могут забрать их себе. Современная библиотека в доме должна быть компактной и удобной, состоять из актуальной для вас литературы — обучающих книг и любимых. Это должен быть уголок покоя — лампа, удобное кресло, тишина или негромкая приятная музыка. Место для самообразования и сосредоточения, получения духовных удовольствий от изысканного слога и хорошего юмора.

Книга станет дорогим подарком, показателем принадлежности к привилегированному классу, настоящей ценностью.

Сергей Серейчик, директор Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М.Ю. Лермонтова:

— Я думаю, что даже если бумажные книги и выйдут из широкого пользования, это произойдет не за 20-30 лет, а в куда более длительный срок. Просто сейчас электронный и бумажный форматы формируют собственные ниши.

Есть огромное число ситуаций, когда ридер предпочтительнее печатной книги — в поездках или, например, если я не уверен, что буду перечитывать неизвестного автора. Пробежал глазами и удалил. Таким образом, с появлением ридеров печатные книги возвращают себе свою уникальность.

Параллельно возрастает и роль библиотек. Во-первых, качество делает книгу дороже. Во-вторых, поисковые электронные сервисы, которые помогают подобрать книгу, исходя из вкусов пользователя, в конечном итоге сужают кругозор. Иногда просто необходимо побродить, не торопясь, между стеллажами и полистать то, на что в Сети не обратил бы внимания. Это подтверждают и наши читатели: несмотря на то, что мы уже полгода выдаем электронные версии всех новинок, бестселлеров и классики, большинство предпочитает традиционный формат.

Михаил Степанов, медиафилософ, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии:

— Действительно, с появлением электронных книг изменилось отношение к книге как материальной вещи, но не настолько, чтобы она перестала быть нужной и значимой. Напротив, бумажная книга приобрела, пожалуй, столь же значительный вес, как во времена своего появления — она стала роскошью.

За свою долгую историю книга приобрела особую функцию трансляции опыта — ощущения от прикосновения к страницам, запах бумаги, личная мифология каждой книги и т.д. — все это не способны транслировать электронные книги. И пока есть потребность в такого рода опыте — прикосновение к памяти, к истории, чувственное измерение чтения, питающее воображение — можно утверждать: книга будет жить. Ее похороны преждевременны.

8 способов расстаться цивилизованно:

отнести в районную библиотеку или в библиотеку имени Маяковского (наб. Фонтанки, 44), где  на первом этаже, при входе, организован небольшой стол;

– отнести в магазин «Свои книги» на Кадетской, 25, Гражданский пр., 33 или в магазин «Все свободны» (наб. реки Мойки, 28, второй двор);

– зарегистрировать книгу на www.bookcrossing.ru (Наклеить на книгу номер, оставить в безопасном месте);

– отнести в больницу;

– продать или отдать букинистам;

– зарегистрировать и продать на букинистическом сайте alib.ru;

– организовать полки обмена в доме;

– сдать в макулатуру.

share
print