Истории

"Хватит жить убого, снимай ковер, повесь Ван Гога!” Contemporary art. Искусство, которое создается сегодня

Что мы представляем себе, услышав - "современное искусство"? Многие, наверное, мысленно ухмыляются: знаем мы, мол, это "современное искусство": эпатаж, провокация и обман. Современное искусство часто противопоставляют просто искусству - вопреки всякой логике: ведь то, что сейчас является классикой, когда-то было новым, и современное искусство отличается всего лишь тем, что оно создается сейчас, сегодня, при нашей жизни или даже на наших глазах. Современное - это не стиль, не жанр, не оценка, - всего лишь указание на время.

Современное искусство концептуально - это значит, что оно рассчитано, как правило, на интеллектуальное осмысление. Идея, заложенная в объекте, важнее материального воплощения. Обвинение “так любой ребенок может!” теряет смысл. Художник совсем не обязан доставлять зрителю эстетическое наслаждение. Его цель -  вызвать любую эмоцию, привлечь внимание, удивить.

Художник - это автор и исполнитель, актер и наблюдатель в одном лице. Современное искусство, будучи максимально свободным от каких-либо канонов, дает шанс каждому: если вам кажется, что вы можете не хуже - почему бы не попытаться?

В 2014 году в Государственном Эрмитаже пройдет биеннале современного искусства Манифеста 10. И мы уже предвидим вопросы удивленных посетителей, возможные протесты казаков или “православной общественности”. Почему нам порой трудно понять современное искусство?

В России люди потеряли связь с современным искусством

Дмитрий Озерков, куратор современного искусства Государственного Эрмитажа:

«В России люди потеряли связь с современным искусством примерно на 70 лет советской власти. А в Европе и Америке современное искусство никогда не прекращалось. Таким образом, “современное” на Западе и в России стали немного по-разному понимать. У нас так: есть какой-то человек, который почему-то не работает: не менеджер, не дворник, он - художник. Современный художник обязательно живет где-то на чердаке, много пьет, собирает что-то по помойкам, а потом умирает. А через несколько десятков лет выясняется, что у нас как раз жил тот самый великий… Илья Кабаков или кто-нибудь еще.

На Западе современный художник существовал в социальной среде постоянно, и в этом смысле он постоянно является вполне правомерной частью общества. В в отделе современного искусства Эрмитажа мы прежде всего хотим показать, что современного искусства не надо бояться, что современные художники - такие же люди, как и старые мастера. Строго говоря, искусство никогда не прерывалось, не то что было великое искусство, старые мастера, а потом вдруг возникло современное. На самом деле это единая линия развития.

Современное искусство не менее сложно, чем старое искусство. Зачастую некоторые смыслы в нем скрыты для непосвященного человека. Он идет в оперный театр, и ему будет непонятно: почему все так любят оперу, сходят с ума по опере? Нужно иметь определенные знания, понимание оперных традиций, чтобы понять красоту исполнения данной арии. А с другой стороны, услышав какой-то прекрасный голос, можно навсегда полюбить оперу и стать специалистом оперного искусства.

Так же и с современным искусством. Люди, которые вовлечены в процесс, вряд ли смогут объяснить профану, зачем они, например, едут  в Италию, чтобы посмотреть одну маленькую выставку какого-то им известного художника - просто потому что они хотят услышать последнее слово. С другой стороны, человек может случайно прийти на выставку, и современное искусство ударит его в лоб, напрямую, и он тоже полюбит его и станет его адептом.

Мы берем многие термины из английского языка, потому что в русском языке нет их эквивалентов. Выразительность, передний план, контуры, мазки, колорит - эти слова мы знаем, они идут из нашей культуры, нашей истории. А такие слова, как перформанс, инсталляция - не понятны, потому что они относятся к тому периоду истории искусства, который случился после того, как у нас опустился “железный занавес”.

В этом смысле современное искусство - полигон изучения вопросов о сочетаниях и несочетаемости. Современное искусство близко к дизайну интерьера, потому что интерьер места, где вы работаете и живете - это очень важная вещь. Грубо говоря, если рядом с вами телик и ковер - у вас одна жизнь, а если у вас белые стены, и висит какой-нибудь портрет, выполненный в современной технике, у вас совершенно  другая жизнь. “Хватит жить убого, снимай ковер, повесь Ван Гога!”»

Каждый потенциально может быть художником

Хедвиг Фейен, директор биеннале современного искусства “Манифеста”:

"Многие люди боятся современного искусства. Они считают его слишком сложным, слишком далеким от обычной жизни. Мы всегда, особенно на Манифесте, хотим сказать: искусство как раз говорит о нашей жизни. И художники в своем творчестве решают, в основном, те же самые вопросы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Это то, что, я думаю, предстоит понять людям в России.

Многие философы утверждают, что любому человеку свойственно стремление выразить себя. А если это так, то каждый потенциально может быть художником. Я думаю, главное, что отличает художника - это способность создать нечто, выражающее переживание надежды, красоты или веры.

Мне очень нравится идея, что на Манифесте мы старались расположить художественные произведения за пределами музеев, снаружи: мы делали выставки в шахте, в тюрьме, в очень необычных исторических зданиях. Там искусство способно воздействовать во много раз сильнее, по-новому раскрывается замысел  автора. И я думаю, что это очень повлияло на все развитие Манифесты. Мы открываем путь к новой аудитории, которая никогда не ходит на выставки в музеи.

Сейчас мы уделяем большое внимание любительскому искусству - тех, кто специально не учился этому. На Манифесте-9 у нас был специальный отдел любительских работ. Сочетание профессиональных и непрофессиональных работ очень важно для современной выставки.

У Манифесты есть главная цель: создание новой модели выставки. Тогда вопрос о главной идее современного искусства теряет смысл. Мы любим современное искусство, но критическое отношение к собственному мнению, дискуссия - основа нашей работы. Это критическое пространство, где люди мыслят, спорят, ищут.

Показ современного искусства на Манифесте - это рассказ, история. Не только эстетическая, визуальная. Это диалог между историей и современным искусством, и реакция на то, каким может быть искусство. Мы приглашаем художников  заранее - специально, чтобы они создали произведение. Я думаю, в России это впервые. В октябре художники со всего мира приехали в Петербург, чтобы исследовать город, его социальную и культурную жизнь. Это то, чем знаменита Манифеста: работы, сделанные специально для этого города, этой выставки и для этого музея - Эрмитажа. И они каким-то образом будут связаны  с эрмитажной коллекцией”.

 

Искусство - это не вопрос, на который можно получить ответ

Каспер Кениг, бывший директор Музея Людвига в Кельне, куратор “Манифеста-10” в Государственном Эрмитаже:


Как в современном искусстве отличить настоящее произведение от подделки?


Создавать выставку в контексте Эрмитажа - это уже искусство. Оно может быть хорошим или плохим, но это искусство.

Поиск доказательств и вопросов, что есть искусство - не наша задача. Выставка - это медиа. Это как писать статью, издавать книгу.


Будут ли на выставке люди, которые будут отвечать на вопросы зрителей?


У зрителей, конечно, будут появляться вопросы. Но их вопросы будут вести к другим вопросам. Смысл не в том, чтобы ответить на все вопросы. Искусство - это не вопрос, на который можно получить ответ. Что такое искусство и каким оно будет в будущем? Ответы и значения могут быть разными.


Таким образом, зрители должны ориентироваться на свои чувства?


Да. Может, быть, что-то вам не понравится. Но оно не будет отпускать ваше внимание, вашу мысль, вы будете думать об этом, чувствовать что-то, и затем, вас может это заинтересовать.

Восприятие может быть сложным, комплексным. Высказывания современных художников, даже очень прямолинейные, те не менее, не просты.


Выставка помогает объяснить?

Как минимум, она помогает представить уровень качества, на который поднимается современное искусство, и как глубоко оно проникает.

Я думаю, это не объяснение, скорее - презентация. Главная цель - показать, сделать публичным.


Случились ли у вас какие-то открытия, когда вы искали художников для Манифесты 10?


Я не думаю, что “открытие” - подходящее слово. Ты можешь замечать что, что-то развивается, выделять что-то новое, непохожее на остальное. Открытие… до того, как Колумб открыл Америку, там уже жили люди.

 

Примеры современного искусства:

Контекст

Пример Дмитрия Озеркова:

“Один из приемов современного искусства - это работа с контекстом. Когда вы берете какой-то предмет и помещаете его в тот контекст, в котором она изначально не может находиться. В новом контексте она вызывает шок у нормального человека. Например, вы берете чучело лошади и подвешиваете его к потолку. Когда вы входите во дворец, вы хотите увидеть интерьеры, зеркала - все что угодно, но не лошадь, подвешенную к потолку. Шок от встречи с тем, что вы не готовы увидеть - это и есть переживание, которое вам дает современное искусство. Я описал работу Маурицио Каттелана, которая была создана несколько лет назад”.


Жизнь

Пример Хедвиг Фейен:

“Мне очень понравилось работа англичанина Джереми Деллера - он режиссер, но делает и перфомансы. На Манифесте 5 в Сан-Себастьяне он решил устроить социальный парад на открытие выставки. Но не парад министров и  очень  важных персон. Он хотел позвать совсем других людей: слепых, безногих, нищих. Мы дали объявление в газеты, и получился длинный парад, который шел через весь город - более 2000 людей,  которые никогда раньше, конечно, не принимали участия в открытии выставки. Художник снял об этом параде фильм. Это мой пример, как современное искусство может проникать в нашу жизнь, как оно может вовлекать людей. Это не только фильм, но и переживание людей, которые участвовали в параде.

Манифеста - вне рынка. Но если говорить о коммерческом искусстве, например, Трейси Эмин и ее кровать: это очень точно, очень красиво, чувственно и поэтично”.

Акция

Пример Каспера Кенига:

“Могу привести несколько примеров, которые лишь косвенно связаны с искусством. Молчащий человек в Стамбуле.  Даже публичный акт в Петербурге - рисунок на Литейном мосту, - это невероятно. Это создает историю само по себе. Они сделали историю видимой. В этом - сила изображения. Это одна из форм, в которую может воплощаться искусство. Это очень отличается от того, что мы увидим на выставке. Но это те формы, в которые может воплощаться искусство. И совсем не обязательно это должна быть провокация”.



Иллюстрации:


Фотомонтаж: Photo Op (kennardphillipps)


Новые формы протеста становятся новыми формами искусства.  Один из ярких авторов политического искусства - объединение художников под именем kennardphillipps. Оно возникло в 2002 году, как протест против вторжения США в Ирак. Своей целью художники объявляют борьбу с мировым господством силы.  kennardphillipps работают в жанре фотомонтажа, видеоарта, инсталляции. Их произведения - своеобразные лозунги, плакаты. Художники призывают активистов всего мира использовать их в своей борьбе.

Одна из самых известных работ kennardphillipps - Photo Op: Тони Блэр улыбается своей знаменитой улыбкой, фотографируя себя на фоне взрыва в Ираке.

“Искусство не смогло остановить войну в Ираке, но этот фотомонтаж, возможно, повлияет на то, как эта война войдет в историю”(The Guardian).

Перформанс: “Стоящий мужчина” (Эрдем Гюндуз)

В июне 2013 года житель Турции Эрдем Гюндуз выразил свой политический протест в форме перфоманса: в течение 8 часов он молча стоял на площади Таксим в Стамбуле, глядя на портрет основателя современной светской Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Несколько сотен человек присоединились к художнику во время его перфоманса.

Эрдем Гюндуз сказал в интервью BBC: “Я ничто - важна идея. Правительство не хочет понять, не пытается понять, почему люди вышли на улицы. Это настоящее молчаливое сопротивление. Надеюсь, что люди остановятся и подумают: что произошло?»

Инсталляция: “Моя кровать” (Трейси Эмин)

Одна из самых скандальных и знаменитых работ британской художницы представляет собой кровать, с которой будто только что встала сама Трейси, переживающая тяжелую депрессию на личной почве. Художница действительно не поднималась с постели несколько дней. Смятая простыня со всевозможными следами человеческого пребывания, окурки, разбросанное грязное белье, трогательные вязаные тапочки…

share
print