Истории

Как в Петербурге чиновники и активисты будут бороться с коррупцией в 2014 году

Представление о коррупции в Петербурге чиновники, уполномоченные на борьбу с ней, формируют исходя из звонков на «горячую линию», куда в 2013 году обратилось всего 528 человек. При этом они не доверяют общественным борцам со мздоимством, которым нужна элементарная помощь: помещение для работы и оплата коммунальных расходов.

Главным инструментом борьбы с коррупцией, который власти Петербурга предлагают обществу, остается «горячая линия» Комитета по вопросам законности. Правда, большинство обращений на линию касаются бытовых вопросов. «Соседи не поделили тапочки в коммунальной квартире и тому подобное. С 2011 года не было случая, чтобы на линию обратился бизнесмен, — сетует ведущий специалист сектора по вопросам противодействия коррупции данного комитета Александр Лагуткин. — Бизнес не хочет взаимодействовать с органами власти, предпочитает решать свои вопросы, скорее, незаконными методами».

За девять месяцев 2013 года на линию поступило 528 обращений, 82 из них содержали признаки коррупции. В 2011-12 годах за аналогичный период поступало более 800 обращений, при этом удельный вес с признаками коррупции был ниже. Большинство петербуржцев предпочитают «называть коррупцию по имени» с помощью электронной почты. В 2013 году позвонили на «горячую линию» 204 человека. Анонимно обратились 60. Чаще всего петербуржцы жалуются на правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, а также ГУПы, подведомственные исполнительной власти города. По данным телефонного опроса, о существовании «горячей линии» знают уже 60% петербуржцев.

В 2013 году от линии появилась видимая польза. Например, в Колпино и в Купчино в ноябре 2013 года закрыли по магазину, которые круглосуточно торговали алкоголем. Этот вопрос удостоился обсуждения на заседании правительства. Неясно одно: превысила ли польза «горячей линии» затраты, которые ушли на ее раскрутку.

Альтернативный вариант — сообщать о коррупции в общественные организации — чиновникам кажется сомнительным. «К счастью, в 2013 году спал наплыв антикоррупционных организаций, блоков, комитетов, которые хотят только одного: получить от комитета помещение, и чтобы мы оплачивали их коммунальные услуги, — продолжает Александр Лагуткин. — На вопрос, что вы будете делать, ответ всегда — ничего! Например, одна из таких организаций предлагала, я бы сказал, непонятные юридические консультации путем направления запросов в государственные органы».

Часто общество предъявляет к чиновникам завышенные требования по борьбе с коррупцией. «Чиновник действует от сих до сих: если в законе не написано, что он должен докладывать о фактах нарушений коррупции, значит, он не будет это делать, — объясняет начальник сектора по вопросам противодействия коррупции Комитета по вопросам законности Дмитрий Никонов. — Если в федеральном законе напишут, что чиновника должны увольнять за такое отношение, значит, он будет сообщать».

Главным трендом борьбы с коррупцией в 2014 году станет вопрос эффективности использования государственной собственности. Комитет по управлению госимуществом представит доклад о нарушениях в этой сфере. Помещения, которые оплачиваются из бюджета города, часто сдаются в аренду по серым схемам. Продолжится борьба за прозрачность муниципалитетов. По словам Дмитрия Никонова, на тысячу сотрудников органов местного самоуправления нарушителей чуть ни на порядок больше, чем в исполнительной власти города.

Продолжится традиционное противостояние в сфере призыва. «Ежегодно мы отправляем десятки, если не сотни нарушений о деятельности военных комиссариатов, — сообщил юрист Солдатских матерей Петербурга Александр Горбачев. — Получаем ответ из прокуратуры, которая признает эти нарушения, но я не помню случая, чтобы Комитет по вопросам законности находил что-то. Непосредственно таких фактов — да, давай деньги, мы решим — такого нет. Но вот пример: юноша обращается, что ему запретили проводить съемку в отделе военного комиссариата. У нас есть ответ из Главного штаба, из прокуратуры, что это незаконно. Комитет по вопросам законности пишет: законно».

Специалисты комитета ответили, что вообще не вправе контролировать военные комиссариаты, а на их «горячую линию» за все время поступило всего 5-6 обращений о коррупции в этой сфере.

Наконец, в 2014 году активисты собираются инициировать законопроект, который усилит возможности муниципальных депутатов по антикоррупционному контролю. «39 закон города Москвы позволяет муниципальным депутатам контролировать строительство в районе, — рассказывает руководитель Фонда борьбы с коррупцией в Петербурге Дмитрий Сухарев. —  Можно получать акты закрытия — открытия работ, проверять ход работ. В Петербурге депутат нечто вроде мебели. У депутатов появится работа, чтобы они могли контролировать расход средств не только в муниципалитете, но и в районе».

Реплики экспертов записаны на семинаре «Участие общественных объединений в реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге» в пятницу, 29 ноября.

 

share
print