Истории

Или Спаллетти победит игроков «Зенита», или они победят его

Лучано Спаллетти не может победить с «Зенитом» в семи матчах подряд. Это антирекорд в российской истории петербургского клуба. До этого «черные» серии удавались тренерам Анатолию Бышовцу и Властимилу Петржеле, но они насчитывали по шесть игр. Главное же, «Зенит» и Спаллетти снова упали в глазах общественности, как было в прошлом году, когда купили Халка и Акселя Витселя и игра зенитовцев разладилась.

Проблемы возникли у «Зенита» неожиданно – словно убийца выскочил из-за угла в темном переулке, как у Булгакова. В сентябре-октябре команда играла хорошо, «раздавила» поочередно главных конкурентов – «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», да и остальных соперников не замечала. Отрыв от преследователей составлял 5 очков. Казалось, уже к зимнему перерыву питерцы «оформят чемпионство», ведь в соперниках оставались такие команды, как «Амкар», «Ростов», «Терек». Ну, «Спартак» еще.

Однако в этот момент все сломалось. Не удается победить ни в чемпионате России, ни в Лиге чемпионов. В чемпионате команда Спаллети взяла два очка из 12: кошмар! Ее уже опередил «Локомотив». В Кубке России умудрилась проиграть представителю второго дивизиона – тоже впервые в истории. С этого матча началась полоса неудач.

И задались болельщики вопросами: разве для этого приглашали высокооплачиваемого тренера из Италии? Разве для этого покупали за 100 млн евро Халка и Витселя? Разве для этого платят каждому игроку «Зенита» - а их в команде где-то 25 - «деньжищи–огромные тыщи»? Да что тыщи – миллионы.

В самом «Зените» много недовольных. Вячеслав Малафеев недоволен, что ворота защищает другой вратарь. Мало кто знает, где Малафеев и чем он занимается, хотя у него контракт. Контракт и у защитника Александра Анюкова, еще недавно – лучшего крайнего защитника страны. Но он объявлен больным, можно сказать, «вечным больным». Форвард Александр Кержаков время от времени не летает с командой на дальние расстояния. Известно, что у него легкая форма аэрофобии. Но дело, сдается, глубже. Форвард забивает от случая к случаю, а в интервью нет-нет да и «пнет» Спаллетти. Еще один «источник беспокойства» – полузащитник Владимир Быстров. Он недоволен предоставляемым ему временем. Хотя когда Быстров выходит на поле, давно ничего не показывает. К этому все привыкли. Но – игрок заслуженный.

Спаллетти едва ли не с половиной игроков с трудом находит общий язык. Если заменить его на другого тренера, вряд ли эти игроки начнут играть сильнее. 


Самая большая проблема «Зенита» – Роман Широков. С ним не хотят перезаключать контракт. На условиях футболиста. А еще Роман, говорят, недоволен зенитовскими врачами, считает, что они не могут его вылечить. С врачами вообще в клубе особая история. Недавно ушел в московское «Динамо» заслуженный массажист Сергей Колесников. Одни говорят, что он был не только превосходным мастером своего дела, но и другом многих футболистов. Другие – что интриганом и провокатором.

Наконец, в матче с «Тереком» на замену «плохо ушел» Андрей Аршавин. Не пожал Спаллетти руки. Не посмотрел в его сторону. Такое неуважение игроки тренеру уже оказывали – в прошлом сезоне. Потом показалось, что все в «Зените» помирились. Сейчас, говорят, снова все перессорились.

«Зенит» – очень закрытая команда. Ее начальство (Алексей Миллер, Александр Дюков, «Газпром») – далеко. Исполнительная власть в лице гендиректора Максима Митрофанова тоже как бы осуществляет управление на расстоянии. Фактически все процессы, происходящие в команде, замыкаются на Лучано Спаллетти. Он вынужден все разруливать.

Спаллетти – непростой человек, загадочный. Когда говоришь с людьми из «Зенита» и просишь сравнить, например, итальянца с его предшественником – голландцем Диком Адвокатом, - сразу получаешь ответ: «О, Дик был в сто раз понятнее! Сразу говорил “да” или “нет”. С ним было легко».

Спаллетти может завернуть на пресс-конференции фразу типа «Мне трудно быть хитрее других, трудно быть большим негодяем, чем остальные». Или: «Я не улучшал никого из футболистов «Зенита». Если только ухудшил. Они и так были хорошие». Или: «Мой культурный уровень не такой высокий, как у Миллера. Иначе я занимался бы тем, чем занимается Миллер, а не был бы простым футбольным тренером». И поди разбери, что он хотел сказать.

Складывается впечатление, что и с игроками «Зенита» Спаллетти время от времени общается на таком же языке. Проблема почти наверняка состоит в том, что Спаллетти перестали понимать. И надеяться на него перестали. И доверять ему перестали. И слушать его перестали.

У всех есть на Мистера какая-то обида. Кто-то обижен на то, что Спаллетти позволяет Халку бить пенальти, хотя он не может забить. Кто-то - за то, что он не улучшает условия контракта. Кто-то – за то, что он ставит в состав других игроков. Кто-то – за то, что он обманывает, хитрит, говорит непонятные вещи, устраивает воспитательные процессы, никому толком ничего не объясняя и не получая никакого положительного результата.

Сам Спаллетти, отвечая на вопрос, какая главная черта тренера футбольной команды, говорил: «Главное – чтобы его воспринимали как личность. Чтобы он входил в раздевалку, и всем было понятно – это главный тренер». Что-то в этом роде. Если сейчас послушать тех, кто что-то говорит про «Зенит» и рассуждает о роли Спаллетти в нем, то выяснится, что итальянец как раз не отвечает этому критерию.

Ибо главное впечатление, которое складывается при взгляде на «Зенит»: в нем нет хозяина. Нет главного тренера.

Самое смешное, что сейчас Спаллетти ничего не «предъявишь». В чемпионате «Зенит» после ближайшего матча с «Уралом» наверняка удержится в лидерах, а в Лиге чемпионов может выйти в плей-офф: для этого необходимо удачно сыграть в последнем туре с австрийской «Аустрией» (впрочем, при определенных условиях можно и проиграть). Перед тренером клуб «Зенит» ставит именно такую задачу: побеждать в чемпионате и каждый год выходить в плей-офф Лиги чемпионов.

Другое дело, что заглядывая в весну (именно тогда завершится чемпионат), трудно представить, каким окажется «Зенит». И будет ли он способен играть лучше, чем сейчас.

Спаллетти едва ли не с половиной игроков с трудом находит общий язык. Если заменить его на другого тренера, вряд ли эти игроки начнут играть сильнее. Процесс перестройки команды, «вживления» новых футболистов, займет еще немало времени. Молодых ребят Спаллетти на дух не переносит – с ними ничего не выиграешь. Многое будет зависеть от доверия Миллера, который на самом деле все решает и время от времени шлет Лучано стихи итальянских поэтов в качестве поддержки. И от того, на какие жертвы готово пойти руководство клуба, делая ставку на Спаллетти.

  • 150832_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150820_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150822_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150825_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150827_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150829_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150830_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян

  • 150831_700x526.jpg

    фото: fc-zenit.ru/Андрей Помян



Перефразируя Генри Баскервиля, можно сказать: «Если, синьор Лучано, вам удастся обуздать свору собак в «Зените», надеть на них намордники, я буду считать вас величайшим тренером в мире». Надежды на это, впрочем, все меньше.

Скорее, вопрос стоит так: или Спаллетти, имеющий контракт до лета 2015 года, победит игроков «Зенита», или они победят его. Выбирать опять-таки придется руководству клуба.

share
print