Истории

В Петербурге лестницы магазинов съедают пешеходные тротуары

Лестницы магазинов и спуски в подвалы – еще одна угроза, которая, наряду с фонарями и рекламными тумбами, сантиметр за сантиметром захватывает тротуары у петербуржцев. Минимальное пространство, которое по строительным нормам отводится пешеходной зоне самой простой улицы, – 1,5 метра. В центре Петербурга же она часто не более 50 сантиметров.

Помпезные, облицованные мраморной плиткой, обвитые искусственным плющом или футуристичные – они занимают до трех четвертей пространства, отведенного пешеходам. В часы пик у каждой непредусмотренной архитектором лестницы образуется очередь из людей, желающих протиснуться в оставшееся пространство.

Большая Конюшенная улица (фото – «Яндекс-карты»)

Лиговский проспект (фото – «Яндекс-карты»)

Лиговский проспект (фото – «Яндекс-карты»)

Невский проспект (фото – «Яндекс-карты»)

Херсонская улица (фото – «Красивый Петербург»)

Краснодонская улица (фото – «Красивый Петербург»)

По Строительным нормам и правилам 1989 года, минимально допустимая ширина тротуара улицы составляет 1,5 метра. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличить их ширину минимум на полметра. У магистралей районного значения (например, Малый проспект В.О. или Загребский бульвар) минимальная ширина тротуаров составляет 2,25 метра. Наконец, у магистралей городского значения (Невский, Лиговский, Литейный) ширина тротуаров должна быть не менее 3,5 метров с учетом того, что они непосредственно примыкают к стенам задний. Все это с учетом уличной инфраструктуры – киосков, рекламных тумб, фонарей и, безусловно, лестниц.

В 1995 году все советские строительные нормы стали рекомендательными, в 2010 части из них вернули обязательный характер по закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Строго говоря, они распространяются на проектируемые улицы, и наказывать по ним нельзя. Но соблюдать стоит, ведь рассчитаны эти нормы из реальных потребностей людей, и чем больше препятствий возникает на тротуарах, тем чаще пешеходы выходят на проезжую часть.

На сайте движения «Красивый Петербург» можно пожаловаться чиновникам на любое препятствие на тротуаре. «Самая жуть с препятствиями на тротуарах – на Большой Конюшенной улице, – говорит координатор «КП» Стив Каддинс. – Местами на этой улице полезная ширина тротуара (по которой можно ходить) сокращается сантиметров до 30 из-за лестниц и фонарей. Один человек может протиснуться, а вот пройти с коляской или вдвоем уже невозможно».

«Широченные "парадные" лестницы не всегда уместны для подвалов и магазинов. На той же Большой Конюшенной есть аккуратные, параллельные тротуару лестницы, секции которых примыкают вплотную к фасаду. А есть перпендикулярные – они оккупируют практически весь проход. Проблему можно решить за счет расширения тротуара за счет полос парковки. Учитывая, что проект реновации этого района предполагает строительство паркинга, это вполне осуществимо», – отмечает Стив Каддинс.

Другая проблема лестниц – это их дизайн. Две рядом стоящие лестницы могут кардинально отличаться друг от друга, полностью разрушая изначальный замысел архитектора здания. «Не думаю, что дизайн-код лестниц должен быть единым для всего города. Дизайн-код обычно распространяется на центр города. В спальных районах следить за его соблюдением сложнее.  Кроме того, если на фасаде конкретного дома используются декоративные элементы, которые легко повторить на решетке перил, то почему бы это не сделать? Такие вещи довольно уникальны. Есть и такой вариант решения проблемы: согласовывать каждую лестницу с главным художником Санкт-Петербурга. Но лестниц слишком много, это выглядит нереалистично», – добавляет Стив Каддинс.

Впрочем, лестницы – еще не главная проблема для пешеходов в Петербурге. Летом этого года корреспондент «МР» насчитал на участке Невского проспекта от Адмиралтейства до Восстания 50 рекламных конструкций сити-формата, 35 круглых «тумбочек», один треугольный пиллар такого же размера рядом с Думской улицей и более 60 негромоздких конструкций на коротких ножках. На Староневском, где тротуары уже, – 50 сити-форматов, семь пилларов и три «тумбы». Некоторые конструкции повернуты наискосок. Кроме того, на Невском проспекте расположено около 50 остановок общественного транспорта. Они создают определенный комфорт, но и мешают проходу тоже. Итого: препятствие встречает пешехода на Невском проспекте каждые 17,5 метров.
 

share
print