Истории

Рецензия: открытие Олимпиады – экзистенциальный патриотизм на экспорт

Корреспондент «МР» отправился смотреть открытие Олимпиады в один из переполненных баров в центре Петербурга. Прихватив с собой пакетик для тошноты. Но в результате пришел к выводу, что открытие сделало для российской культуры больше, чем канал «Культура» за все годы существования: власть впервые говорила с обществом на языке, не требующем в ответ лизоблюдства и патриотического угара.

На стадионе «Фишт» в Сочи прошла церемония открытия XXII Олимпийских зимних игр. Церемония продлилась три часа: на льду праздновали Масленицу под звон колоколов, встречали флот и армию петровской эпохи, танцевали первый бал Наташи Ростовой, крутили шестеренки из эпохи индустриализации, шагали пионеры, а Николай Валуев исполнял роль регулировщика дяди Степы. В представлении было задействовано 3 тысячи актеров и танцоров, 2 тысячи волонтеров, а завершилась оно зажжением чаши Олимпийского огня с помощью факела, который побывал в космосе.

Почему мы боялись провала на церемонии открытия Олимпиады? Потому что живем в России и прекрасно знакомы с государственной массовой культурой (ГМК) – этим цементом для мозгов, унаследованным от советской эпохи.

Любые ее проявления: что «Селигер», что концерт ко дню полиции, что муниципальный хоровод на Масленицу – носят отпечаток дубовой идеологии, сводятся к тому, что «страна поднимается с колен», и все «народное» обязательно противостоит всему «западному». В картине мира ГМК не существует альтернативной молодежной культуры, как вообще не существует социальной группы «молодежь». «Фабрику звезд» и «Голубой огонек» должны смотреть вместе бабушка и внучка, а иначе, глядишь, внучка начнет рефлексировать и говорить на непонятном языке.

  • 20140207_zaf_x99_336

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_338

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_341

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_342

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_333

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_334

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_335

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_331 (1)

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_332

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_337

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_344

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_340

    GlobalLook

Мы понимаем, что воспроизведение одних и тех же имен на эстраде демонстрирует стабильность нагляднее, чем курс рубля. Что значение одних исторических деятелей искусственно завышено по отношению к другим, потому что одни вписываются в тренд, а другие нет. Нам говорят, что за любое событие, оканчивающееся фейерверком, мы должны благодарить руководство страны, которое не просто выполняло свою работу, а сделало нам подарок, за что спасибо вам большое, Владимир Владимирович (мы будем хорошо себя вести).

Одно из преимуществ ГМК – она хорошо идет под пиво. Всегда есть возможность ударить кулаком по столу и крикнуть: «Русские идут», «Володя, покажи пендосам». Один из недостатков: эта штука исключительно для внутреннего потребления. Если изложить иностранцу все идеологемы ГМК, лицо у него будет как у иностранных журналистов на последней пресс-конференции Путина: ребят, вы совсем с ума сошли, что здесь происходит, в каком мире вы живете, что вы пытаетесь доказать? К счастью, продюсеры Первого канала знают, что такое целевая аудитория. И то, чем пичкают нас с вами, оказывается, совершенно непригодно для открытия Олимпиады, которое смотрят 3 миллиарда человек.

Хочешь, не хочешь – приходится воспроизводить полноценную российскую культуру, которая включает в себя Кандинского, Эйзенштейна, Артемьева, а не суррогаты со Дня народного единства. Из этого следует, что «hipsters» вообще-то воспроизводятся у нас из поколения в поколение. А тоталитаризм – это когда люди-хомячки бегают в шестеренках. Выясняется, что история России, которую мы способны более-менее объективно оценивать, заканчивается 70-ми годами прошлого века, а не вторым пришествием Путина, как в едином учебнике истории. И эта ошеломляющая правда о нас, очищенная от идеологических приемов государственной массовой культуры, оказывается непригодна уже для барного «я-русского» патриотизма, которым заражается общество в дни триумфов и юбилеев.

Семейный диктатор обычно ласков с незнакомыми людьми, вот и российские власти позаботились, чтобы делегацию Британских Виргинских островов не стошнило на стадионе «Фишт».

Посетители бара, которые во время гимна стояли, пели, боролись с искушением перехватить гренку или приговаривали «***и не все стоят?!», во время трансляции аплодировали четырежды – когда появился Путин, когда появился Валуев, когда появился Карелин, и когда появился Третьяк. Кто-то громко прогнозировал Аршавина. Всего-то за три часа! Остальное время им приходилось слушать музыку из «Сибириады» и «Сталкера», оперу «Князь Игорь», познавать супрематизм и испытывать экзистенциальный патриотизм (по сценарию, церемония открытия Олимпиады – это сон девочки Любы). Получилось, что церемония сделала для нашей культуры больше, чем канал «Культура» за все годы своего существования, потому что он боялся конфликтовать с ГМК.

Семейный диктатор обычно ласков с незнакомыми людьми, вот и российские власти позаботились, чтобы делегацию Британских Виргинских островов не стошнило на стадионе «Фишт». Перепало и нам. Представляете, если бы программы Аркадия Мамонтова и Дмитрия Киселева демонстрировались с субтитрами на CNN. Они бы заливали в мозги не стопроцентный цемент, а разбавленный, – это уберегло бы нас от обсуждения многих несущественных деталей. Как в этот вечер уберегло Олимпиаду от балалаек и Филиппа Киркорова.  

P.S. Из-за шума в баре автор материала не слышал, что несли комментаторы «Первого канала» во время трансляции.

  • 20140207_gaf_u39_547

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_548

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_506

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_546

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_267

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_250

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_260

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_252

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_269

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_257

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_237

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_274

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_266

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_545

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_504

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_m67_033

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_536

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_535

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_270

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_526

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_268

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_271

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_262

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_263

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_522

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_278

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_513

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_508

    GlobalLook

  • 20140207_zaf_x99_279

    GlobalLook

  • 20140207_gaf_u39_505

    GlobalLook

share
print